Рукавные линии пожаротушения состоят из напорных (НПР) и всасывающих (ВПР, НВПР) шлангов. Струю можно объединить водосборниками и разъединить разветвлением.
Материалы по теме:
- подробная информация есть в методичках, учебниках, инструкциях:
- Методические рекомендации и инструкция по эксплуатации ПР (Издания: соответственно, Москва, 2007 и 1994 г.);
- Учебники по пожарно-строевой подготовке (ПСП), например, авторства В. А. Бушмина, В. И. Плеханова, А. В. Сафронова;
- Нормативы по ПСП и ТСП для ФПС;
- Пожарные рукава. Пиголев С.В. (Москва, 1952 г.);
- Наставление по ПСП (Москва, 1974);
- Пожарная тактика и противопожарная служба гражд. обороны. В.В. Скородинский;
- нормативные акты:
- НПБ 153, 152;
- ГОСТ Р 51049, Р 53277, 5398 (Р. 7), 12.1.114-82;
- ГОСТ по рукавному оборудованию: 53331 (стволы), 50400 (разветвители), 53249 (водосборники), 53253 (сетки для всасывания), 2071 (зажимы), 50982 (задержки), Р 53279 (головки).
Виды рукавных линий
Рукавный трубопровод или линия – это проложенные для целей ликвидации возгораний один или соединение нескольких пожарных шлангов, подающие (перемещающие) тушащие вещества.
Виды прокладки:
Разновидность | Описание |
Горизонтальные | По земле, дорогам, полам. |
Вертикальные | Отвесно по элементам постройки внутри (прокладка рукавов между лестничными маршами), по фасаду. |
Ползучие | Под наклоном, например, прокладка по лестничным клеткам. |
Смешанные | Комбинация различных положений. |
Разделения/модификации потока |
|
Тип ПР | Комбинации НПР, ВПР, НВПР или из одного типа (чаще всего из НПР):
|
Отдельно выделяют магистральные (МЛ) и рабочие (РЛ) типы трубопроводов.
Магистральные линии
Линии магистрального типа:
- от насоса, гидранта до разветвления;
- между рукавными схемами;
- между мобильными средствами, осуществляющими перекачку.
Задача прокладки магистральной линии – подать через разветвление воду на последующие НПР. Пример схемы с лафетным стволом (ЛС): насос – рабочая линия – магистраль – ЛС.
Второй пример (насос – магистраль – разветвление – РЛ):
Для магистралей используются трубопроводы большего диаметра (от 77 мм). МЛ возможны на километры (прокладка линий при лесоторфяных пожарах) – тогда используются рукавные машины и шланги диаметром от 150 мм.
Рабочие линии
Другие названия рабочих линий – ответвленные. Это шланг от разветвления до ствола. Разновидность – самостоятельные РЛ от помпы напрямую к брандспойту.
Способы прокладки пожарных рукавов
Развертывание ПР ручное или частично механизированное (из машин); осуществляется из скаток – двойных, одинарных (реже), гармошек.
Используются специальные рукавные автомобили. Скатки, арматура содержатся в отсеках, на задних, боковых катушках со шпульками.
В работе с пожарными рукавами используется оборудование:
- соединительные головки (СГ);
- стволы (РС);
- разветвляющие узлы (РТ) от 2 до 4 клапанов, «гребенки»;
- водосборники (ВС);
- защитные задержки, мостики, колена, спасательные веревки.
Процесс прокладки отобразим вкратце. В учебниках по ПСП расписаны нюансы вплоть до положений рук и ног пожарных.
Из двойной скатки:
- Боец, держа моток за концы около СГ, выпадом выбрасывает его.
- Для окончательного раскрытия – резкое движение назад.
- Одну СГ кладет, и, держа другую, бежит в направлении прокладки, разматывая рукав по полной его длине.
Действие бойца при раскатке из гармошки:
- Расстегивает ремешки на скатке.
- Держит за верхнее окончание у СГ.
- Бежит с ним, разматывая ПР.
Создание ответвленных трубопроводов из 4 скаток от 2-ходового РТ: от каждой головки рукав прокладывается одним пожарным. Бойцы, взяв по 2 мотка, развертывают их к позициям брандспойтов, соединяя между собой. Подобным образом производится раскатка из гармошек. Подключать головки к насосу может водитель. Магистральная линя создается подобным образом.
От места возгорания к источнику:
- Один пожарный стоит около очага, держа СГ;
- Второй, стоя на подножке машине, контролирует катушку; автомобиль медленно движется к источнику.
В учебнике по ПСП описаны нюансы для определенных ситуаций:
- по лестничным площадкам;
- ползком, с перебежками, вприсядку;
- подъем;
- опускание вниз;
- наращивание;
- замена;
- через препятствия.
Последовательность действий пожарного при подъеме рукавной линии:
- Боец N 1 поднимается, предупредив, бросает спасательный трос вниз.
- N 2 производит раскатку, делает петлю, фиксирует ею шланг, предусматривая резерв для удержания от здания.
- N 1 поднимает шланг, N 3 удерживает его на расстоянии от сооружения.
Подъем по автолестнице:
- Пожарный подключает НПР к брандспойту.
- Располагает шланг между ног или по правую руку.
- Поднимается.
- Переходит на крышу, делает запас рукава для маневрирования, крепит задержку.
- Если тушение будет происходить с лестницы, то боец защелкивает страховочный карабин за ступень или раскос ее тетивы.
Правила и требования к прокладке рукавных линий на пожаре
Необходимо учесть особенности течения воды в шлангах. Основное внимание уделяется разгрузке при вертикальном расположении, отсутствием перегибов. Также требуется правильный расчет длины.
Защита рукавов
Вертикальная прокладка пожарных рукавов осуществляется с обязательным закреплением шлангов рукавными задержками (анкерными устройствами) – шнурками с застегивающимися петлями крюком (карабином) для фиксации.
Сегмент шланга при подъеме по фасаду здания, если есть возможность, переваливается через кромку балкона и свисает в таком положении. Таким образом, создается разгрузка. Одновременно устанавливают фиксирующую задержку, а в месте перегиба – колено.
Прокладку следует располагать по непроезжей части, если же она в местах проезда транспорта, то используют защитные мостики. При заборе с пирсов применяют разгрузочные веревки.
В местах возможных перегибов обязательное применение рукавных седел (колен).
Для оперативной ликвидации прорывов, течей используют:
- ленточные, корсетные зажимы;
- сегменты тех же НПР.
Длина прокладки
Всегда длина определяется оценкой обстановки, местности, планами зданий, расстоянием к насосам и по подобным параметрам. Есть также приблизительные фиксированные значения для протяженности рукавного трубопровода:
- горизонтальный: 1,2 м. на 1 пог. м. местности;
- вертикальный для зданий стандартной компоновки: 4 – 5 м на эт. или 6 – 8 м, если здание производственное;
- ползучий: 10 м на эт. жилья, или 12 – 15 – для производственного сооружения стандартной высоты;
- смешанный: совокупная длина отрезков.
- другой вариант нормы:
- один рукав на 20 м, это минимум:
- для горизонтальной прокладки на 18 пог. м.;
- для вертикальной на 4 эт. жилой или 2 – 3 эт. промышленной постройки;
- при размещении на маршах двухэтажного жилья;
- для маршей промздания на 3 эт. потребуется два 20-метровых НПР.
- один рукав на 20 м, это минимум:
Расчет пожарно-рукавной линии
В сложных ситуациях потребуется исчислить количество и длину по нескольким переменным:
- параметры объекта;
- скорость распространения огня;
- площадь, периметр пожара;
- пропускная способность, объем;
- предельное расстояние по подаче от очага до насосов;
- ступени перекачки;
- расстояние между пожарными машинами, их подъезд, расположение.
Примеры материалов с формулами расчетов:
- Методика проведения пожарно-тактических расчетов;
- Справочник РТП. Иванников В.П., Клюс П.П., 1987;
- Учебники, лекции по ПСП и теме «Боевое использование отделений на пожарных автомобилях».
Упрощенно формула расчета длины выглядит так:
Nрук = (1,2 х L) / 20
Переменные:
- 1,2 – коэффициент неровности;
- L – расстояние прокладки;
- 20 – длина рукава.
Запас рукавов при прокладке
Запас предусматривают для маневров брандспойтом в количестве как минимум 1 рукава. Если прокладывают от возгорания к источнику (насосу), то резерв оставляют у места пожара. Также запас шлангов для быстрой замены надо оставлять у разветвлений.
По другим нормам, в частности, по Табелям оснащенности (положеннности), утв. замминистра МЧС Р. Х. Цаликовым в 2009 г., должен быть двойной резерв от требуемого.
Нормы развертывания
По развертыванию есть Нормативы по ПСП и ТСП, утв. 10.05.2011. Временные рамки для прокладки рукавных трубопроводов такие:
Действие | Время (сек.) |
Подача брандспойта РС-50 на 40 м от колонки, гидранта | 15 – 19 |
Прокладка магистральной пожарной рукавной линии диаметром 77 мм (кол. рук./макс. время в сек. для удовлетворительного результата) | |
Одним исполнителем | 3/55;
4/90; 5/135; 6/180; 7/265. |
Двумя | 5/75;
6/90; 7/125; 8/155; 10/240; 15/500. |
Тремя | 6/50;
7/75; 8/90; 10/155; 15/300. |
Работа с рукавными линиями на пожаре
Основные условия и обязательные требования при прокладке:
- не ударять (не бросать) рукавную арматуру о твердые поверхности;
- исключать резкие перегибы;
- применять защиту;
- обходить предметы, которые могут повредить, прожечь;
- избегать площадей с разлитыми ГСМ, агрессивными веществами. Нефтепродукты не должны попадать на шланг;
- в л/к рекомендованные места для прокладки – междумаршевые проемы;
- желательно размещать прокладку по дорогам с твердым покрытием, по которым может проехать пожарный автомобиль;
- избегать загромождения проходов;
- не начинать развертывание до остановки пожарной машины;
- не поднимать на высоту ПР с водой;
- следует осуществлять подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам с помощью спасательной веревки. При тушении со ступеней боец должен установить страховку себе;
- стремиться использовать непроезжие части, протягивать шланг под рельсами в промежутках шпал, при необходимости останавливать движение;
- нельзя сбрасывать на трубопровод стройматериалы и пр.;
- создавая соединение, нужно следить, чтобы в него не попал песок, грязь;
- запрещено сбрасывать (особенно запрещен спуск мокрой линии вниз) – применяют спуск веревками или специальными приспособлениями;
- подача воды в рукавные линии производится плавным открытием кранов и так же останавливается, что исключает гидроудары;
- необходимо оперативно ликвидировать течи, свищи зажимами;
- при достаточности состава ствольщики выходят на позиции одновременно с прокладкой;
- разветвления устанавливать как можно ближе к очагу;
- в зимнее время:
- из открытых источников надо забирать воду с больших глубин;
- обороты помпы повышают к максимально возможным, патрубок оставляют не полностью открытым;
- при t° ниже -20 °C подключают максимум рабочих линий, обеспечивают непрерывную подачу, а при остановке сбрасывают воду из шлангов через патрубок РТ;
- по завершению тушения осуществляют слив из ПР, шланги отогревают паром, выхлопными газами, смоченной кипятком кошмой.